Полная версия этой страницы: Воспитание ребенка
Форум Эстонии > Семья, дети > Детский мир, младшая группа
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
domovoj
У нас теперь бывают ситуации, когда "хоть убей, но делать не буду"! И методы "пряника" или "ремня" не помогают вообще. Ну вот, действительно, делай с ним , что хочешь, но вот убирать за со собой не буду (к примеру). Я в таких ситуациях теряюсь вообще. И бросить на самотек не могу, он реально смеется: "ха-ха, а я не убираю!" Я в ступоре просто.
тётя Люда
domovoj, моя вообще выдала "мам, ну, пошлепай меня по попе, я плакать хочу!"

Или я своей говорю, когда она нахулиганит:
- я сейчас отшлёпаю по попе!
- у меня нету попы! (закрывает ладонями и сама смеётся при этом)
- я найду!
- не найдёшь - не найдёшь!

Чувство, что издевается уже надо мной.

У нас тоже уже были ситуации, что делать ничего она не будет, и не боится, что накажу, хотя прекрасно знает, что будет. Моя боится очень темноты и когда она не слушается, сильно разыграется или летают по квартире вещи, которые могут разбиться, я её предупреждаю, что закрою сейчас в темной шафрейке или в туалете. Она не понимает, закрываю на полминуты, там она орёт-визжит, говорит, что больше не будет, выходит со слезами и снова "в путь", я тоже реально уже не знаю, что делать! Избалованная, ужас.

Смотрю на других- деток, ну спокойные - спокойных. Мамы с 2-мя управляются наверное потому, что оба они спокойны. А мне одной хватает, как троих. Я реально с ней так устаю, как не знаю... вот у меня сейчас отпуск, в сад не вожу, сижу с ней, ну еще гуляю, вот на улице сегодня заставила меня играть в "баскетбол" закидывать мяч в кольцо в парке, чувствовала себя как школьница, пришлось вспоминать, как это делается, рвение у неё закидывать мяч в кольцо есть, но не получается. Короче, на работе, по-моему, легче, чем с одной такой Лизой.
domovoj
тётя Люда, твоя хоть боится реально темноты. Мой ничего не боится. Муж уже ремень схватил, Артем кричит, не бей, больно будет, но делать не буду. Нам в душе смешно, но показать это не может. Раньше можно было чем то хорошим уговорить, а теперь просто говорит: "ну и не надо". и все.
Teddy
domovoj, Только хитростью в таких вариантах брать, ругать или бить бесполезно, только ребенку характер сломаешь или себе нервы испоришь. А вот какой хитростью?

Цитата
Короче, на работе, по-моему, легче, чем с одной такой Лизой.


Я тоже порой чувствую, что я на работе отдыхаю...готова хоть дополнительную работу брать, хотя чувство вины перед ребенком гложит unsure.gif Я еще очень устаю от его голоса, сейчас он много говорит и голос очень звонкий, через часа два общения начинает болеть голова.
domovoj
Teddy, Так вот и хитрость моя иссякает потихоньку.
Teddy
domovoj, Как я тебя понимаю. Придумаешь что-нибудь новое, что на ребенка влияет, не успеваешь порадоватся, как он уже и это игнорирует.
favola
мне кажется играть на страхах ребенка не правильно, так можно и психику испортить, а вот насчет характер сломать, я думаю наоборот надо, тут или ты его или он тебя; вон как писала будет отвечать "ха-ха! и не буду" с насмешкой, по мне так это слишком, вмиг получит.
Нам отлично помогает "1-2-3"; т.е. я считаю до трех и потом обязательно делаю тот "ужас" который обещала (теперь уже очееень редко до трех мы доходим).
bantik
Я тоже использую счет. Сейчас она уже кричит, не надо считать я все сделаю. Помогает. Кстати не помню когда в последний раз применяла силу или наказывала.

Насчет темноты, по мне так это перебор. если и закрыть в ванной или в туалете за какую то провинность, то со светом. У нас наверно пару раз только было, уже не помню за что, папа наказал, Вика плакала и он отвел в ванну чтоб успокоилась и сказал пока не прекратишь реветь будешь в ванной сидеть. Ну обыно все таки в угол. Хотя в последнее время очень редко.. постучу по дереву
Teddy
Цитата
Нам отлично помогает "1-2-3"; т.е. я считаю до трех и потом обязательно делаю тот "ужас" который обещала (теперь уже очееень редко до трех мы доходим).


biggrin.gif У нас работало, когда папа считает. До трёх никогда не доходило, поэтому ребенок и не знал, что будет после трёх, но боялся ужасно. Сейчас не боится.
favola
Цитата(Teddy @ 24.11.2011, 13:03) *
biggrin.gif У нас работало, когда папа считает. До трёх никогда не доходило, поэтому ребенок и не знал, что будет после трёх, но боялся ужасно. Сейчас не боится.

так пускай узнает что после трех lol.gif
domovoj
Папа пару раз шлепнул, и теперь если папа считает до 3, то с 1 уже все в порядке.
У нас хороший "пряник" мультики. Но я не хочу их показывать. Артем в саду всех бьет, а эти дурацкие мультики только этому и учат. Остальное все ему надоело. Только ну погоди смотрит, но там ведь тоже всем по башке стучат smile.gif

Одно радует, что скандалы все реже и реже. Но если настигает буря, то все, хана. Моего барана не чем не возьмешь. Хоть темнота, хоть ремень, хоть мультики, хоть конфеты. Будет стоять на своем. Даже голодать намерен, будет сидеть наказанный в своей комнате и в темноте, но не сделает, что надо.
Milana
За 4 года ни разу не ударила ребенка и не наорала. Если плохо себя ведет, не слушается, то вечером без дессерта оставляю, мультики не включаю, и комп не разрешаю.
domovoj
Milana, у тебя, видимо, более послушный ребенок. Моего этим не возьмешь smile.gif
Milana
domovoj, нет. просто мне проще самой сделать, чем орать. Меня трудно вывести, я очень спокойная. Методами игры он начинает делать то что я хочу. Я сама начинаю, он повторяет. Из всего не приятного делаю интерес для него. Если не помогает, сама пойду к примеру уберу игрушки. Не хочет есть, не заставляю. Капризы на улице игнорирую, дома уже разговариваю.
domovoj
Milana, Методики до боли знакомы. В такие игры мы не играем. Уходит довольный, еще и скажет, что я молодец. И он не поможет. Будет стоять и смотреть со стороны и улыбаться. Даже если в игру уборки включены его друзья. Вы чё, мы ж круты как яйца!

У нас 3 правила у всех. За собой убрать, одеться и раздеться самому. На остальное могу закрыть глаза. И в саду с этим тоже проблема. Воспитателя на меня "наезжают", что я его не приучаю убирать за собой, и одеваю и раздеваю сама. Хотя как я не посмотрю, в саду все мамочки одевают раздевают детей. Бред. Мы сидим долго ковыряемся, но одевается он сам, я только помогаю. Мой может сесть на шею и свесить ножки. Как он сделал в саду. Сам он там до сих пор со скрипом одевается. И вообще он из всех женщин веревки вьет. Глазки строит, улыбается, больным прикидывается, дела придумывает срочные и т.д.
тётя Люда
Milana, дети разные, кто-то слушается и сразу всё понимает, а кого-то и страхами не возьмёшь. Моя уже избалованная, она ест только перед мультиками за компьютером, если я ей их не включу, она может целый день просидеть голодная, а мне это по нервам. Так я лучше включу мультики и накормлю её, чем она будет голодной.

Но есть и плюсы, когда я совсем перестала акцентрировать внимание на том, чтобы она стала убирать за собой, она стала убирать за собой и я её об этом не прошу. Раньше ругала, а теперь просто перестала на это обращать внимание. Если что-то разлила или насвинячила она, то я оставляю всё как есть и в первые разы через 10 минут, она шла за тряпкой или щеткой и вытирала-подметала за собой. Сейчас, если что-то прольёт или насвинячит, я сделаю сердитое лицо и она со словами "мамочка, я сейчас всё уберу!" бежит за тряпкой и сама всё убирает, пусть небрежно и плохо и не до конца, но я даже не думаю исправлять всё это. Она намусорила - она у меня и убирается. Игрушки стала за собой убирать, зубы чистит сама утром и вечером, я ей держу зеркало перед лицом. Кстати дети лучше чистят зубы, когда они видят себя в зеркало при этом. Опять же, даже если она плохо почистила зубы, я не исправляю всё это, плохо - значит плохо, потом будет лучше, это её зубы, тем более молочные и ни одной дырки (ттт), и вот я заметила, чем меньше на ребенка давить, тем лучше что-то получается у неё и она делает то, что тебе нужно.

А так если давить на ребенка, она из-за вредности будет делать всё наоборот, да нервы сдают, когда такие дети, но domovoj, нам нужно терпеть и терпеть smile.gif
Milana
А вы не думали, что дети становится такими, какими мы их сами воспитываем с рождения. Что воспитали, то и получилось.
domovoj
Цитата(Milana @ 24.11.2011, 14:37) *
А вы не думали, что дети становится такими, какими мы их сами воспитываем с рождения. Что воспитали, то и получилось.

Не согласна. У каждого человека врожденный свой темперамент и характер.
domovoj
Цитата(тётя Люда @ 24.11.2011, 14:34) *
Но есть и плюсы, когда я совсем перестала акцентрировать внимание на том, чтобы она стала убирать за собой, она стала убирать за собой и я её об этом не прошу. Раньше ругала, а теперь просто перестала на это обращать внимание. Если что-то разлила или насвинячила она, то я оставляю всё как есть и в первые разы через 10 минут, она шла за тряпкой или щеткой и вытирала-подметала за собой. Сейчас, если что-то прольёт или насвинячит, я сделаю сердитое лицо и она со словами "мамочка, я сейчас всё уберу!" бежит за тряпкой и сама всё убирает, пусть небрежно и плохо и не до конца, но я даже не думаю исправлять всё это. Она намусорила - она у меня и убирается. Игрушки стала за собой убирать, зубы чистит сама утром и вечером, я ей держу зеркало перед лицом. Кстати дети лучше чистят зубы, когда они видят себя в зеркало при этом. Опять же, даже если она плохо почистила зубы, я не исправляю всё это, плохо - значит плохо, потом будет лучше, это её зубы, тем более молочные и ни одной дырки (ттт), и вот я заметила, чем меньше на ребенка давить, тем лучше что-то получается у неё и она делает то, что тебе нужно.


И это мы проходили. У нас больше проблема с играми и игрушками. А мою работу он делает с удовольствием и без проблем. Но за собой игрушки и одежду тоже надо убирать. У нас не только Артем, но и папа воспитывается. Яблоко, от яблони не далеко падает smile.gif Я не могу за ними всю жизнь убирать. Вот и гоняю обоих smile.gif
favola
Цитата(Milana @ 24.11.2011, 14:37) *
А вы не думали, что дети становится такими, какими мы их сами воспитываем с рождения. Что воспитали, то и получилось.

а я согласна smile.gif
favola
Цитата(domovoj @ 24.11.2011, 14:50) *
У каждого человека врожденный свой темперамент и характер.

конечно темперамент играет свою роль, но мне кажется мы сейчас немного не о том, например баловство или избалованность; это не черта характера, это упущение родителей

вот писала Milana что она сама спокойная и все только словами, все мы разные, я например более темпераментна, не буду долго искать пример, совсем недавно дочка надувает из слюней пузыри, я прошу, объясняю, не помогает, довольно пускает дальше, я сначала легонько дала ей по губам тыльной стороной руки, предупредила, что след. раз получит сильнее, не помогло, второй раз когда я уже повторила значительно сильнее перестала делать. сейчас если такое вижу прекращается сразу как только руку видит.

И еще, сами же пишете, что nапример мужа слушается ребенок, с вас нет, так чтож с мужем у ребенка другой характер или темперамент чтоль?
domovoj
favola, а если ребенок рождается медлительным? он ведь не вырастит шустрым и быстрым. Ну вот тормоза по жизни. У меня вроде муж умный, но, блин ему так надо много времени, чтобы он подумал, чтобы что то сделать. И таким он был с детства. И друг у меня такой же. А вот знакомая есть, так у нее шило в одном месте, она все все успевает. Я не думаю. что этому родители учат. Это и есть темперамент. А вот темперамент уже характер формирует, вот тут и вступает рука родителя.
favola
domovoj согласна с тобой.
Но если говорить о воспитании и о непослушании, то тут скорее ближе характер а не темперамент
domovoj
Как объяснить ребенку, что нельзя бросаться на право и налево словами: "я тебя не люблю", "я с тобой не дружу". У мелкого какой то непонятный период в жизни, наговорил нам этих слов, и нормально живет. Я ему объясняю, что так говорить нельзя, надо сначала подумать, мол сегодня не дружу, завтра дружу. Так можно и одному остаться. А он отвечает просто: "да и ладно, я один буду!"
Вот мы 2 дня не разговариваем, думала его зацепит. Фиг. Спрашивает, мол что я с ним не играю. Я ему говорю, что он меня обидел, сказал что больше не дружит и не любит меня. Он: "А-а, ну ладно, сиди, я пошел один играть!"
Я понимаю, что он маленький еще, и не понимает всех тонкостей. Но а как же научить и объяснить?!
Teddy
domovoj, Мне кажется, это просто период такой. Особо зацикливатся на этом не надо, объяснить надо, но не отварачиватся от ребенка и общаться с ним как раньше. Чаще всего дети такое говорят, чтобы привлеч внимание, к себе или к тому, что его обидили. По отношению к маме (родителям) пройдет такое, а если в садике так себя ведёт, то тут особо не вмешаешся, да и незачем, детское общество само научит.

Наш тоже иногда говорит "я с тобой не дружу", "ты плохая", но через пять минут уже извиняется и говорит "я был не прав", "я тебя люблю". Хотя он "я тебя люблю" или "какая ты хорошая, мамочка" говорит мне в день раз 5 точно. Мне кажется у них большая пропаганда этого в садике ведётся, смотрю все дети (особенно мальчики) у нас очень ласковые и внимательные с мамами.

У нас сейчас другая беда...он повторяет все звучные слова и ругательства. Прям напасть какая-то, уже контролируем себя как можем, но все равно то по телефону, то еще как-то вырываются эти связные слова.
favola
domavoj ну можно подойти к этому и с другой стороны
во первых дети говорят о своих эмоциях здесь и сейчас, они не думают о будующем, это нормально, не стоит обижаться
во вторых если его твои методы не цепляют, значит это твоя проблема, не его, вот и разбирайся сама в себе, ребенка не трож lol.gif lol.gif dance.gif
bantik
domovoj, у нас такое только в саду. Вот "сегодня Анечка со мной не дружит, она только с Верой дружит, а завтра она сказала что со мной будет дружить". или "А Артем сказал что меня не любит. "
domovoj
bantik, хм, это оказывается с сада идет.
favola, smile.gif методы надо записывать скоро. Уже запуталась что к чему.
Teddy
Хорошая книга про психологию детей Ocoрина M.B. "Ceкpeтный мир детей в пространстве мира взрослых". Нам психолог советовала почитать.
bantik
в последнее время часто слышу от Виктории что "Ты за меня все решаешь!" и обижается. не скажу, что все решаю и я такая авторитарная мамашка, даже не знаю как и реагировать. Например, рисовали вместе, я помогла ей платье нарисовать и начала его закрашивать, сразу истерика, ты за меня закрасила, ты за меня все решаешь и на пол часа в своей комнате сидела дулась. То есть поводы незначительные, а высказывается как будто я ей жизнь ломаю. Странно
тётя Люда
bantik, а ты дала ей возможность докрасить платье до конца? Дети в этом возрасте проявляют больше активности и у них выскакивает "я сам!" Моя тоже отбирает у меня то, что начала делать я и с криками "я сам!" (до сих пор не научить - "я сама") делает моё дело. Еще детям не нравится, что они что-то сделали (ну, допустим, развесили бельё, вытерли стол, помыли тарелку), что мама будет за ними это всё переделывать. В этом случае они считают, что они плохо сделали. Нельзя при них переделывать то, что так старались делать они, ведь дети считают, что у них всё получилось идеально!
bantik
тётя Люда, да дала, точнее она убежала сразу и не хотела уже ничего доделывать сама
Teddy
Цитата
в последнее время часто слышу от Виктории что "Ты за меня все решаешь!" и обижается


Вообще судя по высказываниям Вика очень по-взрослому мыслит и реагирует. Мне какжется такие упрёки в переходном возрасте возникать должны. Хотя если ребенок так говорит, значит хочет сама больше решать. Хорошая черта характера. Почему бы не давать ей эту возможность (в тех случях когда это возможно)?

Мой наоборот чаще просит, чтобы ему помогли.
Teddy
Cтолкнулись мы с барашком, который не хочет сам одеватся. Умеет, все может, но не хочет. Плачит, говорит, "помоги" или "не могу" и сидит сложа руки. Как поступать не знаю, плачит сильно, если жду пока он сам оденится, то могу и час сидеть ждать и в итоге все равно не оденится. Муж забирая из садика, посмотрел на его поведение и потом дома в угол поставил. Слез было на весь вечер. На следующий день через истерику но оделся, потом в течении недели где-то одевался сам (с небольшой помощью конечно), сейчас опять не хочет. Даже майку футболку снять/одеть не хочет.
Что делать, опять ругать его? Честно не хочется.

Утром раздеваю и одеваю всегда сама, так как времени нет ждать. Весером всегда стараюсь дать ему побольше времени на одевание. Если собираемся куда-то из дома в интересное место, то натягивает все сам. Но чаще начинает ныть, что не может.

Подскажите, что делать. Может завести "лист почёта" и ставить ему плюсики (или смайлики), если оделся сам и минусики если не оделася.
Barmaley
лучше только плюсики
Teddy
Barmaley, Ну наверно ты прав, вот только не за что плюсики то ставить.
Milana
Я тоже пыталась плюсики-минусы рисовать ребенку. Ему пофиг. Ну минус и что? Если не хочет, то ничего не помогает, даже вкусняшка.
Barmaley
Teddy, ну для начала объявить ему - что вводится система плюсиков.
А вообще я тебя понимаю - нам в свое время психолог тоже бубнила "надо чаще хвалить ребенка"
Мы ему - да не за что хвалить!!!
-Ищите. Хоть за что-то, но надо хвалить!
- Так если он все назло и наперекосяк делает - за что хвалить?
-Хвалите за что угодно! Ботинки правый с левым не перепутал - похвалите! Игрушку нечаянно на место положил - похвалите!

В общем, в теории это все намного легче, чем на практике :о((
Teddy
Так хвалю его часто и воспитатели хвалят, за другие поступки (действительно есть за что), а вот с одеванием ну совсем никак. Уперся, ручки сложил и все. Никакие убеждения, что другие то одеваются сами или что не умеют одеватся только в ясельках, не действуют. Это просто прикол, в саду уже всех детей забрать успеют, пока мой колготки натянет, так и сидим с ним пока терпение не заканчивается и сама его не одену.
И на прогулку в саду он сам не одевается, уже воспитатель предупреждала, что на прогулку его брать не будут если он не будет хоть что-то одевать.
bantik
я утром обычно тоже тороплюсь и просто говорю что у меня 5 мин, не успеешь раздеться, я уйду и будешь одна. У нас там кстати одна девочка по утрам сидит одна, мама её тока приводит и уходит сразу.

А так тоже была проблема одеваться, воспитатели жаловались, что Вика самая ленивая по одеванию. Помогло папино вмешательство и ограничение мультиков. Приходим домой, я только помогаю куртку расстегнуть, дальше сама... пусть сидит хоть час пока не разденется никаких игрушек. Ну и если долго в саду или дома копается то вечером не смотрит мульт
Teddy
У нас вечером так и так не смотрит мульики, не успеваем просто. Вчера сам одевался, довольно быстро и воспиталка сказала, что молодец был целый день, вечером получил в подарок новый конструктор. Сегодня утром капашился как обычно, но немножко одевался сам.
domovoj
У нас год такое. Помогает пока только "теряешь время!!!Не успеешь сделать то и то!" Но в плане одевания кашмар какой то, НО со мной. Зато с папой просто идеально. Муж утром ботинки даже свои не снимает, стоит у двери и ждет пока малой переоденется. Всякое бывает. Вот сегодня сам оделся и очень быстро, я ему игруху купила smile.gif
тётя Люда
Ну вообще-то многое можно прочесть в инете, если набрать в поисковике: "почему не слушается мой ребенок?"

Вот что нашла, в принципе может и верно, просто мы редко ставим себя на место ребенка, умом понимаем, что ему не хватает внимания, а сделать ничего не можем, кроме как наказать, увы.

Цитата
Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок становится просто неуправляемым, все делает наоборот. Всякий контакт с ним приводит к скандалу. За скандалом следует наказание, за наказанием — взаимные обиды и потеря доверия. Эти проблемы растут, как снежный ком: родители кричат, и ребенок перестает слышать спокойную речь, родители жестоко наказывают, ребенок учится врать и изворачиваться. Есть родители, которые считают, что ребенка необходимо «сломать», иначе он «сядет на шею», избалуется. Их слово всегда, при любых обстоятельствах и любой ценой останется последним. Есть родители, которые пытаются предугадать каждый шаг своего малыша (который останется «малышом» и до 20 и до 30 лет), предупредить, защитить, оградить от всего. Есть такие, которые, столкнувшись с проблемами воспитания, машут на все рукой: «Делай что хочешь. Только потом не жалуйся. Это твоя жизнь». Все родители — эти и многие другие — желают счастья своим детям. Но далеко не всем удается сохранить с ними взаимопонимание, доверие и любовь. Эта книга не учит тому, как нужно воспитывать детей. Но она приглашает задуматься, какие мотивы заставляют ребенка быть непослушным, а какие порождают у взрослого желание наказывать, какие результаты могут дать те или иные методы воспитания. Выбор же остается за вами.
Почему малыш не слушается

Что делать, если ваш малыш не слушается? Чтобы разобраться в этом, нужно постараться ответить на следующие вопросы:
Почему ребенок не слушается? Что он хочет этим сказать, чего добиться?
Как реагировать на то, что малыш не слушается? Наказывать? Отвлекать? Не обращать внимания?

Восьмимесячная девочка сидит за столом на коленях у мамы и тянется к горячей чашке. Мама говорит: «Нельзя!» Девочка руку убирает и тут же снова тянется к чашке. Мама шлепает ее по руке. Ребенок плачет.
Что произошло? Девочка, хоть и маленькая, но понимает слово «нельзя». И все же делает наоборот. Почему? Она начинает исследовать границы дозволенного, старается разобраться, почему чашку то можно взять, то нельзя, почему мама сейчас сердится, а в прошлый раз смеялась.
Стоит ли наказывать такую малышку? Она пытается понять причинно-следственные связи, изучает мир, а мама, вместо того чтобы быть защитой, вдруг сама становится опасностью (ударила).

С какого же возраста ребенок может понять, за что его наказывают? Точно ответить на этот вопрос сложно, поскольку, с одной стороны, это довольно индивидуальный процесс, с другой стороны, нередко бывает трудно определить, что стоит за этим пониманием: интуитивная реакция на недовольное выражение лица взрослого и строгий тон или начало осознания. Вот, что думают на этот счет психологи.
Не надо прибегать к наказаниям раньше, чем ребенку исполнится 2,5—3 года. Ведь никому в голову не придет шлепать новорожденного младенца. Ребенок должен быть в состоянии понять цель наказания — научить его правильно вести себя. Он должен видеть наказание как результат каких-то своих неверных поступков, а не как проявление злой воли. Ведь ваша задача не обидеть, а обозначить, что так-то и так-то делать не надо.
Что может сделать взрослый, чтобы сгладить след от обиды, оставшийся у малыша после наказания? Психологи рекомендуют иногда пошутить по поводу наказания и даже придумать какую-нибудь игру, чтобы ребенок тоже имел повод наказать вас. Если он почувствует, что и вы подчиняетесь этим правилам, он меньше будет сердиться, когда вы примените их к нему.

ВНИМАНИЕ! Если вы все же решили наказывать ребенка за тот или иной проступок, будьте последовательны.

Представьте себе такую ситуацию:
Малыш за завтраком вылил компот на стол. Мать, сдвинув брови, погрозила ему пальцем и отобрала чашку. За обедом малыш повторяет эксперимент. Но у мамы хорошее настроение, она смеется, целует его. За ужином — та же ситуация, но мама выходит из себя, выгоняет ребенка из-за стола, шлепает его.
Что в итоге? Малыш обижен. Он получил противоречивую информацию относительно правильности данного поступка. Он не может понять, в чем же его вина.

Здесь мне хотелось бы сделать еще одно очень важное замечание. Ругая ребенка, представьте себе, что это взрослый или даже вы сами попали в аналогичную ситуацию. Итак, вы в гостях опрокинули чашку. Или даже она соскользнула на пол и разбилась. Какой реакции вы ждете от окружающих: «Не страшно, со всеми бывает... На счастье! Чепуха, сейчас уберем». А теперь представьте себе, что вы услышите фразу, которую говорите в таких случаях своему ребенку: «Ну ты раззява! Руки, что ли, у тебя не оттуда растут? Ну и свинюшка у меня выросла! И т.д.». Обидно? Но почему же мы считаем, что детей можно обижать, а взрослых нет? Разве в этом отношении у них не равные права? Нет, не равные. Взрослый все-таки имеет большой опыт, а ребенок только учится. И это нормально, что у него что-то не получается, что-то ломается, проливается, бьется... Задумайтесь над этим.
Психологами были выделены четыре основные причины нарушения поведения детей, в том числе и их нежелания выполнять требования взрослых.
1. Недостаток внимания. Ребенок не получает того количества внимания, в котором нуждается. Родителям часто не хватает времени и сил, чтобы уделить время для игр, разговора, занятий с ребенком, но для того чтобы поругать или наказать, они всегда его найдут.

Папа гуляет с двухлетним сыном. Мальчик играет в песочнице, вдруг берет горсть песку и кидает в отца. «Не делай этого. Нельзя!» Ребенок смеется и кидает снова. «Не делай этого, а то задам!» — повышает голос отец. Малыш повторяет еще раз. Отец с гневом выполняет свою угрозу.

Попробуем представить себе, что чувствует отец. Он обижен, недоумевает, почему ребенок так себя ведет. Еще ему стыдно, что другие родители, гуляющие во дворе, видели, что сделал его сын, и подумали, что ребенка плохо воспитывают. А потом видели, как он сынишку отшлепал, и подумали, что он плохой отец.
А что чувствует ребенок? Сперва он звал папу поиграть вместе, но папа разговаривал с соседкой. Потом кинул песок, и папа сразу перестал разговаривать и обратил на него внимание. Но вместо того, чтобы посмеяться вместе, накричал и отшлепал.
2. Борьба за самоутверждение. Непослушанием ребенок проявляет свою самостоятельность, свой выбор, протестует против чрезмерной родительской опеки. Это происходит в том случае, когда родители пытаются предупредить каждый шаг ребенка.
3. Желание отомстить. Мы порой не замечаем, что тот или иной наш поступок пошатнул веру малыша в нас, нанес вред доверию и чистоте наших взаимоотношений. Что-то пообещали и не выполнили, договорились никому не рассказывать, но тут же по телефону: «А мой-то...» Несправедливо наказали, не выслушали его объяснения. И ребенок начинает действовать по принципу «Вы мне сделали плохо, и я вам».
4. Потеря веры в собственный успех. Если взрослые слишком часто повторяют ребенку, что он тупица, что у него кривые руки и что вообще он в жизни никогда ничего не добьется, ему ничего другого не остается, как только всем своим поведением подтверждать сложившееся о нем мнение.
Самое важное — понять, что ребенок делает что-то «не так» не «вам назло». Его поступок вызван вескими причинами, разобраться в которых — задача взрослого. Отечественный психолог Ю.Б. Гипенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» рекомендует родителям следующее:
Если вы раздражены, то, скорее всего, непослушание вызвано борьбой за ваше внимание.
Если переполнены гневом, то ребенок пытается противостоять вашей воле.
Если поведение ребенка вас обижает, то скрытая причина — месть.
Если вы находитесь во власти безнадежности и отчаянья, то ваш ребенок глубоко переживает свою несостоятельность и неблагополучие.

ВНИМАНИЕ! Если ваш ребенок не слушается, обратитесь к собственным чувствам!
Послушный ребенок. Какой он?

Что, по-вашему, означает слово «слушается»? Что такое «послушный ребенок»? Могут ли взрослые предъявлять ему такое требование? «Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен, — писал замечательный педагог Януш Корчак. — Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремиться усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований и намерений...»
Послушный ребенок — гордость родителей. Он вырастет и станет послушным взрослым. Так ли это хорошо? Не скрывается ли за подобным воспитанием опасность вырастить человека, который не несет ответственности за свои поступки. Послушный ребенок не совершает произвольных поступков, не отвечает за свои действия — он только слушает, что ему говорят старшие, и выполняет это не потому, что считает нужным, а потому, что быть послушным — похвально.

Жалуется мама мальчика. Он пошел в первый класс, но никто не хочет с ним дружить. «Хороший, умный, послушный мальчик», - удивляется мама. Оказывается, дело в том, что ребенок любит, подняв руку, сообщить учительнице: «А у Маши кукла под партой. А вы сказали, что с игрушками на урок нельзя». Что стоит за ябедничаньем? Желание похвалы, стремление быть отмеченным учительницей, страх оказаться «непослушным», плохим...

Взрослым следует чаще задумываться, на что направлено их воспитание. Чего они добиваются, желая ребенку счастья? Что ждет их в будущем? Сможет ли ребенок, которого в детстве пороли, во взрослом возрасте понять своих родителей? Захочет ли поддерживать с ними отношения? Будет ли чутким тот, вокруг которого всегда были мамы-бабушки-тети, исполняющие любое желание и всегда все прощающие? Что делает человека нежным, внимательным, заботливым по отношению к близким людям? Только гармоничное воспитание. А это взаимопонимание с родными, это вера в то, что они всегда поймут и простят. Ребенок, для того чтобы правильно развиваться, должен чувствовать себя комфортно с родителями. Не бояться наказаний, а стремиться избегать дурных поступков, чтобы не огорчать близких. А если уж что-то случилось, суметь объяснить, попросить совета.
В психологии есть такой термин: «базовое доверие к миру». Это доверие формируется в раннем детстве, а закладываться начинает еще до рождения. Что значит «базовое»? То, что оно является фундаментом для развития у ребенка положительного отношения к действительности, чувства защищенности. Оно является гарантией того, что ребенок воспринимает окружающий мир с доверием, интересом, радостью. Многие черты характера, такие, как чуткость, смелость, оптимизм, любознательность и др., определяются наличием этого фундамента. К сожалению, слишком жесткое воспитание или гиперопека способны разрушить у ребенка это «доверие к миру».
Как реагировать на непослушание.

Родители часто обращаются к психологу с вопросом: как им реагировать на непослушание ребенка? Существуют три основные тактики:
Игнорировать поведение ребенка (не обращать на него внимания).

История, на мой взгляд, почти анекдотическая. Ко мне обращается за помощью молодая мама. Ее шестимесячная девочка просыпается ночью и плачет. В результате ночами не спят ни сама девочка, ни мама, ни папа. В чем дело? Может быть, малышка больна? Нет, оказывается, мама пыталась игнорировать поведение ребенка. Она не вставала, не подходила к детской кроватке, не укачивала, только сидела рядом на своей кровати и тихо плакала от бессилия. На мой вопрос: «Почему же вы к ней не подходили?» — мама отвечала: «Ну вот еще. Привыкнет, будет думать, что я к ней все время подходить буду».

Отвлекать ребенка (переключать внимание ребенка, показывая или давая ему что-нибудь интересное). Это один из самых распространенных способов, если дело касается совсем маленьких детей. Наказания к ним еще не применимы, т.к. они не могут установить причинно-следственную связь между своим действием и наказанием. Но бывают очень и очень упорны в достижении довольно опасных целей: залезть на стол, достать чашку с горячим чаем и пр.
Наказывать (шлепать, ругать, ставить в угол и пр.). О наказаниях хотелось бы поговорить более подробно.
Определив причину непослушания, задумайтесь: можно ли решить проблему мирным путем (иногда достаточно просто пересмотреть ваши взаимоотношения). И в этом случае очень важно определить, насколько правомерны ваши требования. Не нарушают ли они права ребенка? Возможно, многих родителей удивит, о каких, собственно, правах такого малыша может идти речь. Ведь он беспомощен, еще ничего не знает и не умеет, полностью зависит от нас и является нашей собственностью. Все верно, но тем не менее это не так. Еще Януш Корчак писал о правах ребенка и в качестве основных выделял следующие три:
1. Право ребенка на смерть.
2. Право ребенка на сегодняшний день.
3. Право ребенка быть тем, что он есть.
«Страх за жизнь ребенка соединен с боязнью увечья, боязнь увечья сцеплена с чистотой, залогом здоровья; тут полоса запретов перекидывается на новое колесо: чистота и сохранность платья, чулок, галстука, перчаток, башмаков. Дыра уже не во лбу, а на коленках брюк. Не здоровье и благо ребенка, а тщеславие наше и карман. Новый ряд приказов и запретов вызван нашим собственным удобством», — писал Корчак. И на самом деле, оглянитесь вокруг.

Вот мама привела дочку в новеньких джинсах и новенькой футболке на детскую площадку. Обе нарядные, счастливые, довольные. Проходит пять минут, и мамино лицо искажает гримаса гнева: «Маша, не лезь на горку, у тебя чистые брюки. Маша, я кому сказала! Поди сюда! Ну, вот, уже испачкалась, дрянь такая! Ну-ка, быстро пошли домой!»

И таких случаев превеликое множество. Но разве можно говорить о том, что ребенок не слушается? Если он пришел играть и играет, а не стоит столбом возле мамы.
Итак, первый вопрос: правомерны ли ваши требования? Вопрос второй: возможно ли воспитать ребенка, избегая наказаний?
Вопрос третий: если стоит наказывать, то как, в каких случаях, пользуясь какими методами?
Ни для кого не секрет, что наше отношение к детям, методы воспитания, и наказание в частности, во многом обусловлены семейными традициями. Как часто слышишь от родителей фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребенок не вырастет избалованным»; «Я всегда слушалась маму, и моя дочь обязана меня слушаться» и т.д.
Бывает и иначе. Взрослый человек с неприязнью вспоминает родительский дом и считает, что у него-то все будет наоборот. Например, в легендарной семье Никитиных далеко не все дети придерживаются отцовских методов воспитания: закаливания, раннего развития и т.д.. В одном из интервью кто-то из детей с горечью заметил, что их семья была в свое время настолько популярной, что к ним ежедневно приходили делегации, журналисты, ученые; и они очень страдали, чувствуя себя «подопытными кроликами». Впоследствии, создавая свой дом, одни стремились продолжить дело отца, а другие хотели стать как можно более незаметными, чтобы у них была «обычная семья».
Иногда родители планируют воспитать ребенка так, чтобы устранить в нем свои собственные недостатки. Папа думает: «Вот я с детства недостаточно занимался спортом, но мой сын непременно будет физически развит». При этом никого не беспокоит, что у мальчика может быть папина конституция, и занятия спортом окажутся для него очень тяжелы. При этом я говорю не о том, что заниматься не надо, но не стоит требовать и наказывать в тех случаях, когда ребенок не способен соответствовать вашим сверхожиданиям. Предоставьте ему право быть тем, кто он есть.
Во всех приведенных выше случаях влияние семьи очевидно.
По тем или иным причинам большинство родителей сходятся во мнении, что, если ребенок не слушается, его надо наказывать.
Но возможно ли воспитать ребенка, избегая наказаний? А если стоит наказывать, то как, в каких случаях, какими методами?
Наказания

Чаще всего по отношению к ребенку взрослые используют следующие виды наказания:

физическое наказание (порка, подзатыльники, таскание за волосы и т.д.);
наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, чулане, отказ от контакта и пр.);
словесное наказание (угрозы, унижение);
наказание трудом;
наказание лишением удовольствия.

Разберем каждый вид наказания по отдельности.
О физическом наказании

В раздевалке детского сада одна мама с ужасом спрашивает другую, отвесившую только что дочери подзатыльник за то, что та долго копается: «Что вы делаете? Так же нельзя!»
«А вы, что, свою не наказываете?» — с удивлением отвечает та.
Получается, что для одних неприемлемо, то для кого-то в порядке вещей.
В семьях, где физическое наказание — популярнейший метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее — младших детях, животных, иногда игрушках.
Еще один вариант адаптации описывает писатель Владислав Крапивин в книге «Журавленок и молнии». Мальчик перед встречей с отцом, который его регулярно порол, принимал анальгин. «Чтобы не так больно было» — а на самом деле, чтобы не чувствовать себя настолько беспомощным, чтобы создать иллюзию, что он хоть как-то может эту ситуацию изменить.
В результате для одного человека то, что его пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям: «Меня били, и я вырос порядочным человеком!» Другой, сохранивший горечь обиды после перенесенного в детстве телесного наказания, никогда, ни под каким предлогом не позволит себе ударить ребенка.
Вот с какими чувствами вспоминает свою первую встречу с физическим наказанием писатель В. Крапивин: «А еще я вскоре после того случая ощутил, что испытываю рвотное отвращение, когда вижу насилие: когда бьют мальчишку или девчонку, хлещут уставшую лошадь, мучают кошку, собаку или птицу».
Реальность такова, что зачастую физическое наказание становится не столько «воспитательной мерой», сколько проявлением жестокости по отношению к детям.
Увы, нередки случаи, когда поведение родителей решительно противоречит их роли, когда они совершенно пренебрегают детьми, подвергают их насилию, оскорбляют.
В ряде исследований зарубежных психологов отмечалось, что в Соединенных Штатах и Западной Европе жестокое обращение с детьми встречается с частотой, вызывающей беспокойство: от 1 до 2 миллионов людей в детстве подвергаются насилию или угрозе применения оружия со стороны родителей (Парк и Колмер, 1975; Парк и Слейби, 1983)-Большинство опрошенных родителей (73%) признались, что прибегали к той или иной форме насилия по отношению к детям 3—17-летнего возраста, били, путали оружием или ножом, наказывая ребенка. Матери несколько чаще отцов шлепали или били детей, в особенности сыновей; но более жестокое наказание равным образом применяли и отцы, и матери. Жертвами столь опасных действий в одинаковой степени были и дочери, и сыновья (Желе, 1979).

ВНИМАНИЕ! Если родители считают возможным причинить ребенку боль в виде дисциплинарного средства, то они достаточно легко могут переступить черту и перейти к жестокости.

Психологами был проведен эксперимент, в котором отношения между родителями и детьми наблюдали непосредственно в семьях трех типов: а) семьи, где хотя бы по отношению к одному ребенку проявляли жестокость; б) семьи, в которых родители относились к ребенку равнодушно, занимали позицию полного пренебрежения (например, очень плохо кормили); в) семьи, где не было ни случаев жестокости, ни равнодушия по отношению к детям (контрольная группа). Образовательный уровень и доходы в этих семьях были равными. Улыбка, похвала, эмоциональный контакт между членами семьи считались положительными признаками поведения. К отрицательным отнесли критичность, сарказм, неодобрение и гнев. В семьях, где были приняты жестокость и равнодушие, родители проявляли по отношению к детям больше отрицательных признаков поведения, чем родители в контрольной группе. Дети в семьях, где родители занимали позицию отстранения, чаще конфликтовали с родителями, братьями и сестрами, чем дети в контрольной группе; дети, к которым применяли жестокость, не слушались родителей, у них чаще наблюдалось агрессивное поведение по отношению к другим детям (Берджес и Конджер, 1978).
Некоторые исследователи полагают, что избиение ребенка следует за конфликтом между мужем и женой, когда озлобленность против супруга изливается на относительно беззащитного ребенка (Парк и Слейби, 1983).
К тому же, если проанализировать ситуации, когда родители прибегают к физическому наказанию, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» скрывается неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться со своим раздражением, гневом, жестокостью.

Не наказывайте ребенка сгоряча, постарайтесь сначала «остыть», успокоиться, проанализировать глубину поступка, выбрав адекватное наказание.
О наказании изоляцией

Во многих школах и семьях в качестве наказания используют так называемый «тайм-аут», когда ребенка на короткий период исключают из общих занятий, и никто из детей и взрослых в это время не обращает на него внимания. Такой метод надо применять спокойно, объяснив ребенку причину наказания. По мнению некоторых исследователей, подобная мера воздействия не наносит ребенку ни физического, ни эмоционального вреда (Хокинс, 1977; Парк, 1977).
Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно. Дети, которые участвуют в наказании своего товарища, не могут так или иначе не сопереживать ему. Одним наказание другого приносит радость, других огорчает. Кроме того, детям свойственно подражать поступкам взрослых, и вот уже они сами объявляют бойкот тому, кого чаще других наказывает воспитатель. Для них — «выключить из игры» становится самым распространенным способом проявления жестокости. Здесь нельзя не вспомнить известную повесть В. Железнякова «Чучело», в финале которой Железная Кнопка кричит: «Тогда я сама всем! Всем! Объявляю бойкот!»

Ученик 1-го класса, отвечая на вопрос: «Что для тебя страшнее всего?», написал, что самое страшное для него, когда мама с ним не разговаривает.

Кроме того, не нужно забывать об индивидуальных различиях детей. Если в изоляции оказывается ребенок, страдающий боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку и может спровоцировать нервный приступ и другие тяжелые последствия.
О словесных наказаниях

Казалось бы, этот вид наказаний можно считать наиболее мягким, не приносящим большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребенка, не обозвал его, не выругался в его адрес. (Но мне лично хотелось бы верить, что такие родители есть.)
И все-таки. Мы имеем дело в первую очередь с аффективной реакцией, а никак не воспитательной мерой. Мы кричим и ругаемся из-за того, что у нас неприятности на работе, или болит голова, или нам нагрубили в магазине. Просто из-за того, что не можем сдержаться. А следовало бы. Потому что никакой воспитательной роли фразы вроде: «Опять все испортила!», «Все из-за тебя!», «Вечно ты...» сыграть не могут. Они вызывают у детей либо ответное озлобление, отрицание, агрессию, либо подавленность, уныние, разочарованность. Ведь взрослый является для ребенка огромным авторитетом. И все, что он произносит, воспринимается как истина в последней инстанции. Дети принимают на веру все наши высказывания, они думают: «Наверное, я и вправду «мамино горе», «идиот», «тупица» и тому подобное, и вряд ли в самом деле выйдет из меня что-нибудь путное». То есть у ребенка формируется заниженная самооценка, которая, в свою очередь, порождает новые проблемы.

В одной семье симпатичной девочке «в целях воспитания» изо дня в день говорили, что она уродина. Она так к себе и относилась, стеснялась себя. Отсюда сгорбленные плечи, испуганный взгляд. Впоследствии — несчастливая семейная жизнь, в которой взаимоотношения с мужем строятся по принципу «кому я еще такая могу быть нужна». И глубокая печаль родителей: отчего же так доченьке в жизни не везет...

ВНИМАНИЕ! Старайтесь почаще обращать внимание на положительные качества ребенка. Хвалите его. Тем самым вы создадите дополнительную мотивацию для того, чтобы малыш руководствовался девизом: «Буду делать хорошо и не буду — плохо».

Кстати, частые угрозы, не приводимые в исполнение, сводят авторитет родителя на нет.
И еще небольшое дополнение. Психологи рекомендуют родителям как можно чаще вспоминать себя в детстве и рассказывать об этом своим им детям. При этом вспоминайте все как есть, не приукрашивайте и тем более не лгите.
Обычно дети с большим интересом слушают такие рассказы. И это j очень полезный воспитательный момент. Ребенок соотносит свои ошибки и неприятности с вашими и понимает, что он не одинок в этом, что он не самый плохой, не самый большой неудачник и т.д. И чувствует вашу поддержку и понимание. У детского писателя Александра Раскина есть такая замечательная книга «Как папа был маленьким». Она родилась из историй, которые писатель рассказывал своей больной дочери о своем детстве. Вот что он пишет: «Ей понравилось, что папа тоже был маленьким, тоже шалил и не слушался и его тоже наказывали. Я выбирал истории посмешнее, ведь нужно было развеселить больную девочку.
И еще я старался, чтобы моя дочка поняла, как нехорошо быть жадным, хвастунишкой, зазнайкой. Но это вовсе не значит, что я сам всю жизнь был таким. Просто я старался вспоминать только такие случаи. А когда мне их не хватало, я брал их у других знакомых пап. Ведь каждый из них тоже был когда-то маленьким».
Прочитайте эту книгу вместе со своим ребенком, и, может быть, многие проблемы решатся сами собой и не придется никого наказывать.
О наказании трудам

«За то, что получил двойку, будешь всю неделю мыть посуду», «раз ты подрался с сестрой, сядь и прочти 20 страниц» — как часто родители прибегают к подобным наказаниям, применение которых приводит к тому, что ребенок лишается произвольности в наиболее значимых для человека сферах: труде, учении, познании, принося ему огромный вред. Если вы приучили малыша читать из-под палки, если это занятие превратилось для него в наказание, то он никогда не сядет за книгу сам. Если работа по дому для него — плата за проступок, то он вряд ли когда-нибудь предложит вам свою помощь.

ВНИМАНИЕ! Ни в коем случае не стоит наказывать ребенка тем, что он должен делать добровольно, от чего человек может и должен получать радость.

Подобные наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учебе, чтению.
О наказании лишением удовольствия

Гипенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» советует родителям в тех случаях, когда наказания не избежать, придерживаться одного очень важного правила: «Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Задумайтесь над этим! Найдите в жизни ребенка то, что для него особенно важно. Лучше всего, если это будет какая-то ваша совместная деятельность. Прогулка в выходные, катание на велосипедах, вечерняя сказка и пр. Ю.Б. Гипенрейтер называет это «золотым фондом радости». И если ваш ребенок не слушается или совершил какой-то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.

ВНИМАНИЕ! Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте подобными наказаниями, применяйте их, только если случился поступок действительно ощутимый, действительно вас огорчивший.
Наказание справедливое и действенное

Обязательно объясняйте детям, за какой поступок они наказаны и почему. Ребенок доверяет вам и верит в вашу справедливость. Если у него остаются какие-либо сомнения относительно того, за что же его наказали, то это может подорвать ваш авторитет. В то же время мне хотелось бы удержать вас от излишнего морализирования. Если по каждому поводу вы будете читать ребенку многочасовую лекцию, то он просто сочтет вас занудой.

ВНИМАНИЕ! Постарайтесь не забывать о том, что пример родителей очень важен для ребенка. Если вы учите его одному, а сами делаете противоположное, не стоит ждать от него выполнения ваших требований.

Известный психолог Алан Фром в книге «Азбука для родителей» перечисляет некоторые опасности, которые всегда таятся там, где применяются наказания:

Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его. Один поступок заменяется другим, по-прежнему остающимся неправильным, еще более вредным для психического здоровья ребенка.
Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отвергнутым и нередко начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям, и это породит в его сознании чудовищную дилемму. С одной стороны, родители — взрослые, против них восставать никак невозможно, с другой — он еще слишком зависит от них, чтобы извлекать пользу от своей вражды, не говоря уже о том, что он все-таки любит своих родителей. И едва в нем объединятся эти два чувства — любовь и ненависть, - как сразу же возникнет конфликт.
Частые наказания так или иначе побуждают ребенка оставаться инфантильным. Обычно его наказывают за какую-нибудь ребяческую проделку. Например, за то, что он намочил или испачкал штаны, напроказил, и прежде всего за недозволенное, чего делать нельзя. Но желание достичь запретного не пропадает, и ребенок решает, что, пожалуй, не стоит от него отказываться, если можно расплатиться всего лишь наказанием. То есть он может делать все, что захочет, а, рассердив родителей, терпит наказание, чтобы расплатиться, очистить совесть и продолжать поступать в том же духе — и так до бесконечности.
Наказание может помочь ребенку привлечь к себе внимание родителей. Детям нужна прежде всего родительская любовь, но, не получая ее, они часто согласны на такую жалкую ее имитацию, как простое внимание. А привлечь внимание родителей порой гораздо легче, делая какие-нибудь глупости, чем оставаясь все время добрым и послушным.

ВНИМАНИЕ! Никогда не наказывайте ребенка в порыве ярости. Наказание всегда должно следовать за проступком, но никогда не должно превышать степени проступка.

К сожалению, в жизни встречаются ситуации, когда родители, которые в принципе против физических наказаний, срываются, бьют детей. Но неизвестно, для кого это становится большей трагедией. Для ребенка или же для взрослого, который в этом случае теряет уважение к себе.
В одной популярной телепередаче писательница Мария Арбатова рассказывала о таком случае из своей жизни. Ее дети ушли из дома с утра, а появились поздно вечером, когда она уже всех знакомых на ноги подняла, все соответствующие инстанции обзвонила. И Арбатова в сердцах их выдрала. Но потом испытывала жгучее раскаяние, готова была в суд на себя подать за то, что нарушила права человека, права собственных детей. А один из сыновей, к моменту передачи ставший уже солидным юношей, с удивлением сказал: «Мам, да я и забыл об этом».

ВНИМАНИЕ! Если вы наказали ребенка, не сдержавшись, под горячую руку, не стесняйтесь попросить у него прощения! Это только поднимет ваш авторитет. И особенно это касается тех ситуаций, когда вы знаете, что были не правы. Не откладывая ни на секунду, объясните ребенку, что произошло.

Но для этой рекомендации есть одно очень важное предостережение. Некоторые родители начинают злоупотреблять подобным поведением. То есть наказывать сгоряча, а затем бурно мириться. Это свойственно вспыльчивым, истеричным людям. Примирение создает иллюзию взаимопонимания, но, к сожалению, еще больше расшатывает нервы родителям и детям. Ребенок опять-таки быстро адаптируется и начинает использовать эту ситуацию для своей выгоды. Например, использует момент примирения, чтобы добиться того, что в обычной ситуации ему не разрешат.
И еще один важный аспект. Наказание должно быть индивидуальным, то есть учитывать психологические особенности ребенка. Не стоит рассчитывать на то, что даже в границах одной семьи наказание окажется одинаково действенным и справедливым для младшего и старшего ребенка. То, что подходит для старшего, может оказаться для младшего непонятно и, следовательно, несправедливо.

Однажды ко мне обратилась за советом мать двоих детей (мальчики — 3,5 и 4,5 года): «Что мне делать? Если дети совершают один и тот же проступок, я их наказываю — запрещаю смотреть любимые мультики. Но при этом один переносит это спокойно и с пониманием вины, быстро отвлекается, находит себе другое занятие, а другой начинает плакать, кричать, требовать и не успокаивается иногда несколько часов подряд».

Что можно посоветовать в этой ситуации? Подбирать наказания индивидуально, но так, чтобы это различие не становилось дополнительной обидой для детей. Для одного ребенка наказание лишением мультиков, вероятно, было достаточным. Мальчик осознал проступок, и то, что он занимается чем-то другим, не должно вводить родителей в заблуждение относительно слишком мягкого наказания. Не забывайте, что ваша цель — не обидеть ребенка, а только обозначить его неправильный поступок.
Всем когда-нибудь приходится наказывать своих детей, даже тем, кто считает, что этого делать нельзя. Поначалу может показаться, будто мы прибегаем к наказаниям, чтобы заставить детей повиноваться и исправиться, но, если разобраться, по существу, мы чаще всего проявляем таким способом наше нетерпение и наш гнев.
Ваш ребенок уже самостоятельная личность. И неважно, сделал он первые шаги или сдал выпускные экзамены. И в том и в другом случае он имеет право на собственные ошибки, собственный жизненный опыт. «Естественное следствие непослушания — это один из видов наказания, исходящий из самой жизни, и тем более ценный...» — пишет Ю.Б. Гипенрейтер. Этот метод был очень популярен и в семье Никитиных. Они рекомендуют родителям в минимальном, но все же ощутимом размере дать ребенку на собственном опыте убедиться, что иголка острая, а утюг горячий. Конечно, такой метод невозможно применять относительно всех существующих запретов. Но в ряде случаев он очень хорошо действует. Его преимущество в том, что ребенок учится приобретать негативный опыт без обид, непосредственно запоминая и делая выводы о сути некоторых опасных вещей и явлений. И в такой ситуации не проявляется феномен «запретного плода», когда то, что родители запрещают, только усиливает любопытство ребенка. Кроме того, у ребенка развивается сфера произвольности. Он сам совершает поступки и сам несет ответственность за их последствия.

ВНИМАНИЕ! Если ваш ребенок столкнулся с естественным следствием непослушания, ни в коем случае не «злорадствуйте»: «Я так и знала!», «Вот, я же тебе говорил!» Всегда старайтесь быть опорой для ребенка, найти слова утешения и поддержки.

И в заключение хотелось бы напомнить, что родители должны воспитывать не только детей, но и самих себя. Какими же надо быть взрослым, чтобы не провоцировать своего ребенка на еще большее непослушание:

Быть терпеливыми. Это самая большая добродетель, какая может быть у родителей.
Уметь объяснять ребенку, ПОЧЕМУ его поведение неправильно, но при этом избегать занудства, быть предельно краткими.
Уметь отвлечь, предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.
Не торопиться с наказаниями.
Уметь выражать благодарность ребенку за те хорошие поступки, которые он совершает. Награждайте его. Награды более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание поступать так и дальше, чтобы еще раз услышать вашу похвалу. Даже если понадобится больше времени, таким образом вы сможете изменить поведение своих детей совершенно безболезненно по сравнению с тем вредом, который принесет наказание.



domovoj
блин, так много.. прочитала четверть..smile.gif
тётя Люда
Цитата(domovoj @ 7.4.2012, 21:32) *
блин, так много.. прочитала четверть..smile.gif

Честно говоря я тоже biggrin.gif но я больше для информации себе и людям для "когда будет время"
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.